Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема: «Особенности использования современных методов обучения грамматики с уровень начального общего образования», одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Актуальность данной темы в том, что английский язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяет разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать чужую.
Начальный этап является важным переходным этапом в онтогенезе, где достаточно интенсивно развиваются и созревают основные морфофункциональные, психические и двигательные функции организма, закладываются нравственно-этические представления и опыт.
В работах Н.М. Амосова, М.Н. Алиева, В.К. Бальсевич, И.И. Брехмана, Д.М. Маллаева и др. наряду с этим акцентируется внимание на том, что в этот период закладывается основа будущего как биологического, психического и духовно-нравственного здоровья человека.
Специфика предмета “английский язык” требует от учащихся напряженной умственной деятельности, внимания. Не всем детям иностранный язык дается легко. Есть ученики, которые с трудом усваивают произношение, интонацию предложений, не запоминают структуру речевых образцов. Это, как правило, вызывает неудовлетворенность, неверие в свои силы, ведет к ослаблению интереса к изучению иностранного языка. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество, и усвоение необходимых умений и навыков.
Развивающие цели обучения иностранным языкам предполагают когнитивное, коммуникативное и эмоциональное развитие учащихся. Овладение способами формирования и формулирования мысли на иностранном языке развивает лингвистический компонент их гуманитарного мышления. При этом возникают возможности для развития воображения и обогащения эмоционально-чувственной сферы личности.
В связи с этим целью нашей работой является изучение особенностей обучения грамматике на уроке английского языка на начальном этапе.
Объект исследования: грамматика английского языка.
Предмет исследования: обучение грамматике на уроке английского языка на начальном этапе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности обучения грамматики на уроках английского языка на начальном этапе;
2. Выделить основные принципы обучению грамматики на уроках английского языка на начальном этапе;
3. Рассмотреть Особенности использования современных методов обучения грамматики с уровень начального Общего образования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение.
Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения грамматики. Современные методы
1.1. Особенности обучения английскому языку на начальном этапе
Иностранный язык как учебный предмет гуманитарного цикла немыслим без отношения, оценки, субъективного переживания материала.
В начальных классах такое отношение только закладывается, и, на наш взгляд, такой подход успешно реализуется в деятельностной лингвокультуроведческой модели обучения, где одной из основных задач является введение детей через культуру в мир человеческих отношений, нравственных гуманистических ценностей. Культура есть образ мира и способность ориентироваться в этом мире, чтобы в нём действовать.
Согласно концепции “образа мира”, разработанной А.А. Леонтьевым, этот образ мира построен не из абстрактных значений, а из личностных смыслов. Важнейшей особенностью целостного знания о мире является его ориентированность не только на сознание ученика, но и на его личность: ее мотивы, установки, ценности и убеждения, познавательный и эмоционально-смысловой опыт. Образ мира у ребенка - это не абстрактное знание о нём: “Это не мир вокруг меня, это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысливаю для себя”.
Культурно-ориентированное обучение и воспитание позволяет создавать в младшем школьном возрасте такую образовательную среду, в которой закладывается общее представление о мире, о природе, об обществе, о самом себе.
Положение об осознанности деятельности особенно значимо для анализа учебной деятельности младшего школьника, поскольку оно имеет самое прямое отношение к формированию одного из центральных новообразований данного возраста - способности к рефлексии, проявляющейся в умении осознавать и оценивать свои действия. Отсюда, одна из задач учителя - создание условий постепенного формирования у ребенка новой для него рефлексивной позиции. Субъект деятельности должен не только действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.
Возможность появления рефлексии, по мнению Л.И.Айдаровой, связана с тем, что учебная деятельность ориентирует не только на усвоение знаний, но и на выделение и осознание способов этого усвоения, на образцы и способы действия [2].
Направляющую роль в поиске и может выполнять проблема, стоящая перед ребенком... В ходе поиска нужно дать ребенку возможность выполнять операции на конкретном материале либо с настоящими объектами, либо с их изображениями на рисунках. Ребенок должен иметь возможность действовать и видеть результаты своей работы” [26, С. 101-102].
Поскольку опыт познавательной деятельности у младших школьников еще невелик, наиболее эффективными для формирования их активности являются практические действия, удовлетворяющие их стремление быстрее увидеть результаты своей работы. Младший школьник характеризуется доминированием практической активности, причём сила этой активности достаточна велика. Исследователи отмечают, что дети данного возраста тяготеют к активным формам деятельности, к выполнению разнообразных самостоятельных работ, дающих им возможность видеть материализованные результаты своей деятельности [2]. В нашем исследовании данные положения реализуются в учебной деятельности с использованием разнообразных проектно-творческих заданий.
Характеризуя учебную деятельность в младшем школьном возрасте, В.В.Давыдов подчеркивал, что становление индивидуального субъекта учебной деятельности является “ближайшей и прямой предпосылкой воспитания личности младшего школьника” [9, С.74]. Именно в этом возрасте у ребенка развивается личность “рефлексирующего субъекта”, способного к более развитым видам творчества, чем дошкольник.
Это творчество обнаруживается в сфере изобразительного искусства, музыки, художественного труда, языка, а также в сфере нравственных отношений.
В учебной деятельности младшего школьника как ведущего типа деятельности формируется его отношение к себе, к другим людям, к обществу к содержанию обучения, учителю, классу, школе и т.д..
Таким образом, учебная деятельность младшего школьника является общественной по своему содержанию [в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством], общественной по своему смыслу [она является общественно значимой и общественно оцениваемой], общественной по форме своего существования она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами.
По Эльконину, учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей потому, что “во-первых, через нее осуществляются отношения ребенка с обществом; .во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов”[19, С.24].
Положение Д.Б.Эльконина о том, что обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии прежде всего через содержание усваиваемых знаний, мы взяли за основу в проектировании нашей модели обучения.
То или иное знание можно сообщить школьнику в форме готового суждения, но можно подвести его к тому, что перед ним встанет задача, для решения которой данное задание необходимо. Тогда учащийся не просто “выучит” соответствующее положение из учебника, но оно будет ответом на возникший перед ним вопрос, будет удовлетворять познавательной потребности, в данном случае обучение будет носить проблемный характер.
В течение долгого времени в психолого-педагогической литературе считалось, что мышление младшего школьника развивается от конкретности к абстрактности. Мышление ребенка шести-семи лет носит наглядно-образный характер и проявляется в том, что ту или иную мыслительную задачу ребенок решает правильно тогда, когда за словами скрываются конкретные предметы или представления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабенко Е.И., Герасимова Н.Н., Оганесян М.Р. Об опыте раннего обучения английскому языку в системе “дошкольное образование – начальная школа” // ИЯШ. – 2019. – № 4 – с.20-25.
2. Баранников А.В., Об организации обучения иностранным языкам в 4 классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования // АЯШ. – 2014 – №3[7]. – с.36-39.
3. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному общению //ИЯШ. – 1999. – №2. – с.3-6.
4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.П. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:Просвещение, 1993.С,60-63.
5. Воронина Г.И., Соловцова Э.И. Иностранные языки в начальной школе. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2019.
6. Вотинов В.А. Научно-популярное издание по проблемам методики преподавания иностранных языков. – М., 1997. – 16c.
7. Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе. // Иностранные языки в школе, 1990. - № 6.
8. Галоскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Academa, 2018. – 336 с.
Гальскова Н.Д. Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе. // Иностранные языки в школе, 1994. - № 1.
9. Грибанова К.И. Обучение письменной речи на начальном этапе // ИЯШ. – 1999. – №2. – с.18-21.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
11. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 2015 .- 357 с.
12. Кожевникова О.В. К вопросу о раннем языковом образовании детей дошкольного возраста. // В сб. Теоретические и практические вопросы языкового образования. – Ижевск, 2016. – 316с.
13. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 1985. № 5.
14. Ляховицкий, М.В Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа,2015 С,365 .
15. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка.// Издательство Вышейшая школа, 2014.
16. Материалы с сайта: http://festival.1september.ru
17. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие [Текст]/ Т.П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. - 2-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2016. - 239 с.
18. Методика преподавания иностранных языков. Общий курс. – Издание второе переработанное и дополненное/Отв. Редактор А.Н. Шамов. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2017.
19. Мильруд, Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике [Текст]/ Р.П. Мильруд //Иностранные языки в школе, 2002. - № 2. - C.6-12
20. Миньяр-Белоручев, Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык[Текст]/ Р.К.Миньяр-Белоручев //Иностранные языки в школе, 2000. - № 4. - C.27-29
21. Миролюбов, А.А. Проблемы обучения грамматике и фонетике иностранных языков [Текст]/ А.А. Миролюбов. - М.:МИОО, 2006. - 345 c.
22. Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку[Текст]/ А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 1999. - 112 с.
23. Назарова, Т.М. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр: на примере учебного предмета «Иностранный язык» : дис... канд. педагог. наук [Текст]/ Т.М. Назарова. - М., 2002. - 155 с.
24. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие[Текст]/Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. - Минск: Вышэйшая школа, 2001. - 528c.
25. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2013. – 688 с.Обучение иностранным языкам в школе и вузе. Методическое пособие для преподавателей. / Под ред. М.К. Колковой – СПб.: Каро, 2011. – 240 с.
26. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике [Текст]. - Страстбург, 2001 / Перевод под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. М.: МГЛУ, 2005. - 248 с.
27. Павлова, Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике [Текст] / Е.А. Павлова // Иностранные языки в школе. - 2008. - №6. - С. 33-40.
28. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст]/ Е.И. Пассов. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.
29. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования [Текст]/ К.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М. : Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
30. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования //М.: Издательский центр “Академия”. – 2010.\
31. Рабинович Ф. М., Баллер Э. Э., Голубенко Е. С., Крылова О. К. Игра эффективный прием . // ИЯ-ИЯШ 1983 6 С. 30-32.
32. Утехина А.Н. Речевые игры в раннем языковом образовании. – Ижевск, 2011. – 132с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1Шр://мииобриауки.рф/документы/938
34. Филатов В.М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам //Иностранные языки в школе. 1998. № 5.
35. Шляхтова Г.Г. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка //ИЯШ.-2017-№2. – с.44-47.
36. Шутова Т.С. Подготовка младших школьников к обучению грамоте на уроке английского языка. // В сб. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Ижевск, 2017. – 201с. – стр. 194 - 197.
37. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Ред. – сост. Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – С. 369–371